Версия для печати

Применение препарата ронколейкина в свиноводстве

Гречухин А.Н., к.в.н. ООО “Кронвет”, Санкт-Петербург
Островский М. ООО “Биотех”, Санкт-Петербург
Душек Н. Tierarzpraxis Dr. Niels Dusek, Yena
Зайчикова Н. К. ПХ ОАО “ГОЗ Обуховский завод”, Санкт-Петербург

Применение ронколейкина в свиноводстве имеет многоцелевое значение: профилактическое, в качестве антистрессового фактора и адъюванта вакцин. Введение ронколейкина на разных сроках жизни поросят повышает эффективность вакцинации, снижает уровень заболеваемости животных инфекционными заболеваниями, способствует сохранности молодняка и повышает рентабельность производства.

В связи с явлением иммунодепрессии в последние годы все большую популярность приобретают различного рода препараты, влияющие на иммунную систему животных. Обращает на себя внимание все больший рост фармакологических средств, производящихся различными фирмами, но содержащих идентичные активнодействующие вещества. К сожалению, на некоторые группы препаратов наставления по применению представляют собой скорее рекламный материал, чем объяснения по составу и механизму действия. В связи с этим, ветеринарному врачу достаточно трудно определиться со стратегией применения препарата в своей концепции лечения, исходя только из наставления.

Особенно “загадочную” группу фармакологических средств для ветеринарных врачей представляют собой имунокорректоры которые, если верить наставлениям по их применению, являются панацеей практически при всех патологиях – начиная с сибирской язвы и кончая воспалением предстательной железы.

Однако иммунокоррекция - деликатная область, где чрезмерный натиск на иммунную систему чреват глубокими непредсказуемыми последствиями.

Наверное, уместно вспомнить, что иммунодефициты бывают первичные, возникающие в результате генетических нарушений в развитии и созревании клеток иммунной системы, что ведет к возникновению инфекционных болезней (пупочный сепсис у новорожденных поросят, стафилоккозы, кандидозы поросят), а вторичные – приобретенные. Чаще мы имеем дело с последними.

Вторичные иммунодефициты могут быть физиологические (которые отмечаются в период новорожденности, беременности, изношенности организма из-за чрезмерной эксплуатации), вследствие паразитарных заболеваний, нарушений кормления и содержания, воздействия микотоксинов, чрезмерной антигенной нагрузки, лекарственных и химических средств, воздействия некоторых вирусов и др. ( рис. 1)

По каким же критериям можно судить о наличии иммунодефицитного состояния и осуществлять выбор средств, выводящих из этого состояния.

Одним из критериев является повышенная заболеваемость, отход, снижение продуктивности из-за факторных болезней, обусловленных условно патогенной и другой микрофлорой.

Помимо эпизоотологического анализа причинно-следственных факторов вызывающих развитие массовых патологий, желательно подтверждать наблюдения соответствующими лабораторными исследованиями:

- по количественному дефициту Т лимфоцитов;
- по количественному дефициту В лимфоцитов;
- дефициту Ig A, Ig M, Ig G;
- фагоцитарной активности.

Показателем иммунодефицита может являться также недостаточная и непродолжительная выработка антител в сыворотке крови на вводимые вакцины (в том случае, если речь идет о гуморальном иммунитете).

Если мы не можем убрать причины и способствующие факторы, вызывающие вторичные иммунодефицитные состояния или этот процесс затягивается по времени, а патогенетическая и восстанавливающая терапия недостаточна, то только тогда или в комплексе с вышеназванными мероприятиями мы применяем фармакологические средства. Все препараты, воздействующие на иммунную систему, условно можно подразделить на три группы: иммуномодуляторы, иммуностимуляторы и иммунодепрессанты.

Иммуномодуляторы (иммунокорректоры) возвращают иммунную систему к нормальному уровню как из иммунодефицитного, так и перенапряженного состояния.

Иммуностимуляторы – вызывают повышение активности иммунной системы.

Иммунодепрессанты – угнетают активность иммунной системы.

Одним из модных направлений является применение иммуностимулирующих средств в комплексе с иммунопрофилактикой, т.е. добавление в вакцину, введение одновременно с вакциной иммуностимулятора или применение его перед вакцинацией. При этом совершенно не учитывается какой иммунитет надо стимулировать – клеточный или гуморальный, так как большинство иммуностимуляторов действуют на активизацию клеточного иммунитета (Т-лимфоцитов).

В результате, на практике получается – там, где нужно активизировать выработку гуморального иммунитета (В-лимфоцитов), применяется препарат активизирующий Т-лимфоциты, а где требуется активизировать антибактериальный иммунитет, вводятся препараты, активизирующие противовирусную защиту (интерлейкины), и т. д.

Задача ветеринарного врача разобраться, какая стоит цель, какие механизмы защиты надо активизировать и только после этого, тщательно изучая механизм действия препарата, его применять.

Наиболее часто в свиноводстве применяют следующие препараты, воздействующие на иммунную систему: катозал (“Байер”), фоспренил (Микро-плюс), иммунофан (“Бионокс”), миксоферон (“МосАгроГен”), ронколейкин (“Биотех”), левомизол (“Инвесса” и др.).

Одним из новых перспективных препаратов является ронколейкин.

Ронколейкин – полный структурный и функциональный аналог эндогенного интерлейкина-2 (ИЛ-2), обладающий тем же спектром функциональной активности. Он способен восполнять дефицит ИЛ-2 и воспроизводит его эффекты как одного из ключевых компонентов цитокиновой сети.

Многогранность биологической активности рекомбинантного ИЛ-2 – препарата ронколейкин – позволяет при его применении рассчитывать не только на коррекцию проявлений иммунной недостаточности, но и на оптимизацию функционирования всей системы иммунитета и адекватному ее взаимодействию с другими системами организма. То есть в некоторых случаях препарат играет роль иммуностимулятора, в некоторых - происходит иммунозаместительная терапия, а при аллергических заболеваниях играет, скорее, роль иммунодепрессанта. При этом нет воздействия извне. Благодаря использованию методов генной инженерии и современной биотехнологии многие цитокины в настоящее время производятся в виде рекомбинантных препаратов, идентичных эндогенным молекулам, в количестве, достаточном для их клинического применения. Использование рекомбинантных цитокинов, обеспечивающих адекватную и целенаправленную медикаментозную коррекцию иммунных дисфункций, повышает эффективность иммунотерапии и лечения в целом. Вводимые в организм цитокины восполняют дефицит эндогенных регуляторных молекул и полностью воспроизводят их эффекты. Это особенно важно в условиях тяжелой или хронической патологии, когда применение традиционных иммуномодуляторов или индукторов синтеза цитокинов бесполезно из-за истощения компенсаторных возможностей иммунной системы. В настоящее время терапия рекомбинантными цитокинами является одним из наиболее перспективных и постоянно расширяющихся направлений иммунофармакологии. В настоящее время на фармацевтическом рынке представлен целый набор цитокинов, грамотно используя которые можно добиться значительного эффекта в лечении целого ряда тяжелых заболеваний.

Позитивные иммунокорригирующие эффекты препарата наиболее выражены при декомпенсированных формах вторичной иммунной недостаточности, сопровождающих наиболее тяжелую патологию. Но ронколейкин нельзя воспринимать только как средство экстренной помощи, применяемое только тогда, когда все другие препараты уже бесполезны. Его следует применять также при лечении и профилактике: гнойно-воспалительных, инфекционных, кожных, респираторных, онкологических заболеваниях, стрессе (при транспортировке, различных манипуляциях и др.), в хирургии, при нарушении минерального обмена, как адъювант вакцин.

Это позволит добиться:
*профилактики сохранности молодняка и племенного поголовья;
*улучшения качества вакцинации (использование как адъюванта вакцин);
*более быстрого набора веса;
*снижения воздействия стресс-факторов (отъем, бонитировка, взвешивание);
*снижения суммарного количества антибиотиков в схемах выращивания, а, следовательно, и содержания их в конечном продукте.

Имеющийся на сегодняшний день в мировой практике положительный опыт применения ИЛ-2 и его рекомбинантных препаратов в качестве адъювантов вакцин, может свидетельствовать в пользу перспективности использования препарата ронколейкин для повышения иммуногенности как существующих вакцинных препаратов, так и при разработке вакцин будущего. Оправданным, по-нашему мнению, представляется использование ронколейкина как адъюванта вакцин в случаях проведения иммунизации в эпидемически опасных ситуациях, при встрече с генетически измененными штаммами возбудителей инфекций, а также в других случаях повышенного риска возникновения инфекций. Кроме того, весьма оправданным представляется использование этого препарата совместно с вакцинами при иммунизации свиней, подверженных воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, поскольку подобные состояния и воздействующие факторы приводят к развитию в организме в той или иной степени выраженности вторичных иммунодефицитных состояний, на коррекцию которых, как раз, и направлено основное действие ронколейкина.

Так, на “Новгородском беконе” нами был проведен производственный опыт по применению препарата ронколейкин с целью повышения эффективности вакцины против респираторного синдрома поросят отъемышей. Для этого были сформированы 2 группы - контрольная и опытная по принципу аналогов. Все животные содержались в одинаковых условиях, кормление осуществлялось одними кормами.

Ветеринарные обработки проводились согласно технологии и плана профилактических и противоэпизоотических мероприятий. Поросятам опытной группы вводили ронколейкин в дозе 50 000 ЕД на голову подкожно в 26-дневном возрасте. Через 24 часа вводили вакцину против респираторного синдрома и “послеотъемного залеживания”. Повторное введение ронколейкина осуществлялось в 40 дней в дозе 75 000 ЕД на голову за 5 дней до вакцинации против классической чумы свиней (КЧС).

Схема обработки контрольной и опытной группы отражена на рис. 2. Результаты опыта представлены в таблицах 1 и 2.

Как видно из данных, представленных в таблицах 2 и 3, в результате применения ронколейкина при переводе поросят в группы откорма сохранность в опытных группах была выше на 7,39%, а среднесуточный привес увеличился на 70 г. Кроме этого в опытных группах снизилась заболеваемость бронхопневмониями, что отразилось на вынужденном убое, который сократился на 4,65%.

Аналогичные опыты были проведены в Ленинградской области на базе подсобного хозяйства ОАО “ ГОЗ Обуховский завод”.

Ронколейкин вводили в дозе 2 тыс МЕ/кг массы подкожно за сутки до введения ассоциированной вакцины против сальмонеллеза, пастереллеза и энтерококковой инфекции поросят Армавирской биофабрики.

Хозяйство неблагополучно по сальмонеллезу поросят. В контрольной группе ронколейкин не вводили.

Результаты опыта представлены в таблице 3. Видно, что в контрольной группе произошел падеж в количестве 11 голов. По эпизоотологическим, клиническим и патологоанатомическим данным был поставлен диагноз – сальмонеллез. В группе, где применяли ронколейкин, падеж отсутствовал.

Срок наблюдения составил 45-ый день, с момента второго введения вакцины.

Особый интерес представляет применение Ронколейкина как антистрессового препарата.

В опыте находилось 47 поросят. Ронколейкин вводили на 3 и 21 дни жизни в дозе 2 тыс МЕ/кг массы. Учет проводили на 45-ый день жизни. Результаты представлены в таблице 4.

Как видно из данных, представленных в таблице, на 45-ый день средний вес одного поросенка в опытной группе больше контрольной на 1,94 кг. Среднесуточный привес выше на 43 г, сохранность выше на 3,85%.

Также применение ронколейкина осуществляли наши немецкие коллеги на базе Государственного предприятия министерства сельского хозяйства Германии в городе Йена.

В первой серии опытов ронколейкин применяли перорально в дозе 5000 МЕ на кг в первый день жизни (группа № 2).

Во второй серии ронколейкин использовали совместно с амоксициллином (группа № 3). Контролем служила группа № 1. Результаты отражены в таблице 5.

Как видно из результатов, представленных в таблице 6 сохранность поросят на 28-ой день в опытных группах была выше на 2%. Среднесуточные привесы на 25 г больше по первой опытной группе и на 19,6 г по второй.

Интересные результаты получены при выращивании поросят отъемышей. Поросятам опытной группы задавали ронколейкин перорально по 5000 ЕД в 28-дневном возрасте. Результаты опыта представлены в таблице 6.

Как следует из таблицы 6, при использовании ронколейкина среднесуточный привес увеличился на 14 грамм.

Таким образом, применение ронколейкина может иметь многоцелевое значение. Проведенные опыты показали высокую эффективность препарата как иммуностимулятора в первой серии испытаний (Новгородской и Ленинградской области), и иммунокорректора (Германия).

В существующей эпизоотической ситуации в наших свиноводческих хозяйствах, где превалируют вялотекущие инфекционные болезни (сальмонеллез, энзоотическая пневмония, цирковирусная инфекция, классическая чума свиней) использование ронколейкина в ветеринарной технологии позволяет снижать заболеваемость и повышать рентабельность производства.

Рисунок 1 - Характеристика иммунодефицитов.

Рисунок 2 - Схема обработки контрольной и опытной группы

Схема обработок поросят контрольной группы

Схема обработок поросят опытной группы

Примечание:

В-введение витаминов ТВ- вакцина против респираторного синдрома
Ф- ферроглюкин КЧС- вакцинация против КЧС
К- кастрация Р- введение ронколейкина

Таблица 1 - Результаты применения ронколейкина на поросятах-сосунах

Группа животных № корпуса Кол-во поросят Пало (гол.) Сохранность (%) Вынужденный убой Среднесут. привес (г)
(гол.) (%)
Контроль
4
230
1
97,8
4
1,74
265
Опыт
4
250
1
98,8
2
0,8
292
Итого
+1%
-0,94
+27гр
Контроль
28
688
82
86,19
13
1,89
275
Опыт
29
741
38
94,19
5
0,67
285
Итого
+8%
-1,22
+10

Таблица 2 - Результаты применения ронколейкина на доращивании

Группа жив-х Кол-во поросят (гол.)
Из них

Среднесут.привес (г)

Передано на откорм (гол.) Сохран-ность (%)
Пало Вынужд убой По причине брохопневмонии
гол.
%
гол.
%
гол.
%
Контроль
225
8
3,55
15
6,67
13
5,78
500
202
89,77
Опыт
247
2
0,81
5
2,02
-
-
570
240
97,16
Итого
-5,78
+70
+7,39

Таблица 3 - Применение ронколейкина в качестве адъюванта вакцин (ПХ ОАО “ ОАО Обуховский завод”)
Группа животных Кол-во голов Заболело Пало
Опыт
39
-
-
Контроль
49
11
11

Таблица 4 - Применение ронколейкина в подсобном хозяйстве на в качестве антистрессового фактора (ПХ ОАО “ГОЗ Обуховский завод”)
Кол-во поросят (гол.) Средний вес новорожденного поросенка (г) Средний вес на 21-22-й день (кг) Средний Вес на 45-й день (кг) Среднесут привес на 21-22-й день (г) Среднесут привес на 45-й день (г) Сохран- ность (%)
Опыт
47
1290
5,59
9,99
195,5
193,3
95,75
Контроль
37
1290
4,64
8,05
152,2
150,2
91,9
+0,95
+1,94
+43,3
+43,1
+3,85

Таблица 5 - Применение ронколейкина на поросятах-сосунах.

Кол-во родивших-ся поросят (г.) Кол-во поросят На 28 день Жизни (гол.) Сохран-
ность (%)
Средний вес новорож-денного поросенка (г) Средний вес на 28 день (кг) Прибавка веса (кг) Средне-суточный привес (г)
Контроль
226
216
95,58
1,527
7,1
5,573
199
Группа № 2
221
215
97,29
1,531
7,8
6,269
224
Группа № 3
231
226
97,8
1,569
7,69
6,121
218,6

 

Таблица 6 - Применение ронколейкина на поросятах-отъемышах

Группа животных Категории поросят (кг) Количество (гол.) Средний первоначальный вес (кг) Средний вес на момент контрольного взвешивания (кг) Прибавка веса (кг) Средний суточный привес (г)
Опытная
3,7-5
11
4,62
16
11,72
293
5,0-6,0
34
5,7
16,76
11,07
277
6,0-7,0
44
6,59
19,27
12,67
314
7,0-8,0
33
7,66
20,77
13,11
328
>8
17
9,1
22,51
13,41
335
139
6,6
18,65
12,05
301
Контрольная
3,9-5
13
4,7
15,62
10,93
273
5,0-6,0
35
5,63
16,74
11,12
278
6,0-7,0
42
6,66
18,15
11,49
287
7,0-8,0
30
7,43
19,93
12,51
323
>8
8
8,46
21,01
12,56
314
128
6,4
17,87
11,5
287

Версия для печати