Опыт применения Ронколейкина® в комплексной терапии детей больных острыми кишечными инфекциями
Науч. конф. "Дни иммунологии в Санкт-Петербурге 2000". Матер. симп. "Ронколейкин® — рекомбинантный интерлейкин-2 человека. Терапия вторичных иммунодефицитных состояний". СПб, 2000. C. 22-27.

Опыт применения Ронколейкина® в комплексной терапии детей больных острыми кишечными инфекциями


Бабаченко И.В., Субботина М.Д., Тимченко В.Н., Воробьев М.М.,Тюленева Г.А., Смирнов М.Н.
Кафедра инфекционных заболеваний детей, Санкт-Петербургская Государственная Педиатрическая Медицинская Академия, ДИБ №3

В последние десятилетия удельный вес острых кишечных инфекций (ОКИ) в структуре инфекционной патологии у детей остается значительным. Особенно часто и тяжело кишечные инфекции протекают у детей раннего возраста, приводя к развитию эксикоза, токсикоза, дисбактериоза кишечника. Среди расшифрованных бактериальных кишечных инфекций первое место занимает дизентерия, показатель заболеваемости которой у детей до четырнадцати лет составил в 1999 году 287,7, что в 3,14 раз превышает показатель предыдущего года. Особенно тяжело протекает шигеллез Флекснера, заболеваемость которым также увеличилась в 3 раза по сравнению с 1998 годом. Особая значимость шиггелеза Флекснера связана с увеличением числа тяжелых и среднетяжелых форм заболевания, склонности к затяжному и хроническому течению, развитием специфических осложнений (перфорации, кровотечения, перитониты), приводящих к летальному исходу.

Известно, что в патогенезе кишечных инфекций, в том числе шиггелезов, важную роль играет вторичный Т-иммунодефицит, способствующий длительному реконвалесцентному бактериовыделению и хронизации инфекции.

В значительном числе случаев длительное и негладкое течение дизентерии Флекснера также связано с антибиотикорезистентностью возбудителя. Это диктует необходимость поиска новых эффективных и безопасных средств борьбы с этой патологией, в том числе иммуномодуляторов.

Целью работы явилось изучение клинической эффективности отечественного препарата рекомбинантного интерлейкина-2 (Ронколейкина®) в комплексной терапии детей, больных ОКИ.

Под наблюдением находились 29 детей в возрасте от 2-х месяцев до 15 лет, среди которых по механизму диареи можно выделить 2 основные группы:

I группа — больные энтероколитом (инвазивная диарея), включая больных клинической дизентерией и острым гастроэнтероколитом -18 чел
II группа — больные гастроэнтеритом (секреторная диарея)-11 чел.

Характеристика наблюдаемых больных представлена в таблице I.

Таблица I
Характеристика больных ОКИ по возрасту
Группа
Синдромный диагноз
Возраст
Всего
До 1 года
1-6 лет
7-15 лет
I а
Клиническая дизентерия
1
5
5
11
I б
Гастро-энтероколит
7
7
II
Гастро-энтерит
2
6
3
11
Всего:
10
11
8
29

В I а группу включены 11 больных острой клинической дизентерией в возрасте от 10 месяцев до 15 лет, в том числе дизентерией Флекснер — 6 детей, Зонне — 1 ребенок. Все дети переносили типичную среднетяжелую форму заболевания. Все получали антибактериальную терапию гентамицином в/м, двое детей — фторхинолоны (цефран, цефобак) коротким курсом перорально, дезинтоксикационную терапию, симптоматическую терапию (ферменты, спазмолитики, адсорбенты, аскорутин). Ронколейкин® больные получали перорально (лиофилизированную форму растворяли физиологическим раствором). Дети до 7 лет получали 1 млн ЕД однократно, старше 7 лет — 2 млн ЕД однократно.

В качестве показателей эффективности оценивались: длительность лихорадки и синдрома интоксикации, гемоколита, а также динамика показателей копроцитограммы, клинического анализа крови, длительность бактериовыделения, продолжительность среднего койко-дня.

Анализ показал, что длительность интоксикации и лихорадки у наблюдаемых больных составил 2,8 суток; ни у одного ребенка не повторялась рвота, отмечалось улучшение аппетита, длительность гемоколита — 4,25 суток. При этом Ронколейкин® в среднем дети получили через 3, 88 суток от начала болезни. У 9 из 11 больных стул на следующий день после приема препарата отмечался 1-2 раза в сутки и терял патологические примеси, у 2 детей стул нормализовался на вторые сутки.

Копрологически положительная динамика отмечалась у 8 больных, у 3 контрольные копрограммы не были сделаны из-за короткого койко-дня (2-3). В клинических анализах крови у 5 детей с выраженными воспалительными изменениями (лейкоцитоз, нейтрофилез, сдвиг формулы влево) отмечалась нормализация показателей. У остальных 6 детей динамики выявлено не было из-за короткого койко-дня. Длительность бактериовыделения у больных дизентерией Флекснера составила 7,5 суток. Средний койко-день у них — 10,67 суток, в целом в группе больных клинической дизентерией- 9,09.

В таблице II представлены сравнительные данные основных показателей эффективности комплексной терапии детей, больных шигеллезом Флекснера с применением и без применения Ронколейкина®.

Таблица II
Эффективность применения препарата Ронколейкин® в комплексной терапии больных дизентерией Флекснера.
Критерии эффективности
С применением Ронколейкина®
Без применения Ронколейкина®
Длительность интоксикации и лихорадки
2,8 суток
11,2 суток
Длительность гемоколита
4,25 суток
9,6 суток
Длительность бактерио-выделения
7,5 суток
15,4 суток
Длительность койко-дня
10,67 суток
18,2 суток

Таким образом, пероральное применение Ронколейкина® в комплексной терапии клинической дизентерии (в том числе вызванной шигеллами Флекснер 2а и 3а) значительно укорачивает длительность синдромов интоксикации, гемоколита, уменьшает сроки бактериовыделения, значительно сокращает время пребывания в стационаре.

В I б группу включены 7 больных в возрасте от 2 мес 5 дней до 9 мес 10 дней. У двоих (в возрасте 2 мес 5 дн и 3 мес 24 дн) энтероколит имел стафилококковую этиологию, у одного — из фекалий выделен энтеровирус ЕСНО 8, у остальных этиология не расшифрована. Все дети получали комплексную этиопатогенетическую терапию (из антибиотиков — ампициллин, ампиокс, гентамицин, клафоран, полимиксин М). Ронколейкин® получали однократно перорально в физиологическом растворе в дозе 500 тыс. МЕ — 2 ребенка, в дозе 1 млн. МЕ — 5 детей.

Обращает на себя внимание, что из 7 детей у 4 койко-день составил 1-2 дня, у 1 — 5 дней и лишь у 2 — 11 и 14 дней. В связи с коротким койко-днем трудно проследить динамику основных клинико-лабораторных показателей эффективности Ронколейкина®, однако все дети выписывались из стационара с клиническим улучшением. Анализ клинико-лабораторных показателей троих детей, у которых койко-день составил 5 дней и более, показал отчетливое положительное влияние на частоту и характер стула (на следующий день или через день стул отмечался 1-2 раза в сутки, исчезали патологические примеси), характеристики копроцитограммы, гемограммы, общего анализа мочи (у ребенка с сопутствующей инфекцией мочевыводящих путей исчезали следы белка и значительно уменьшалось количество лейкоцитов).

Следует подчеркнуть, что 5 из 7 детей имели неблагоприятный аллергологический анамнез, однако никаких нежелательных реакций на прием препарата у них не отмечалось.

II группа больных включала 11 детей, в том числе, 2 — первого года жизни, 6 — с 1 года до 6 лет, 3 — старше 6 лет. У двоих детей выделены E. coli I категории О75 и О111 II б/в, у двоих — ротовирусы, у остальных зарегистрированы гастроэнтериты не установленной этиологии. Все больные получали Ронколейкин® перорально в физ. растворе, дети до 4 лет — 1 млн, старше 4 лет – 2 млн. Из 11 детей у 5 койко-день от 1 до 3 дней, у 6 – от 4 до 11 дней. Средний койко-день — 4,82 суток.
Клинико-лабораторную эффективность применения Ронколейкина® в этой группе больных оценить труднее из-за короткого койко-дня и отсутствия наблюдения в динамике.

Однако из 8 детей в возрасте до 5 лет у 7 отмечалась четкая положительная динамика частоты и характеристик стула на следующий день после приема Ронколейкина® (стул из водянистого становился кашицеобразным или оформленным). У 4 детей, у которых копрограммы сделаны повторно, отмечалась положительная динамика. У 2 детей Ронколейкин® давали на фоне продолжающейся лихорадки, причем у одного температура снизилась к вечеру того же дня, у другого — держалась еще в течение 2 дней. Рвоты после приема Ронколейкина® не повторялись ни у одного больного.

Выводы

1. Ронколейкин® при приеме внутрь хорошо переносится детьми, в том числе раннего возраста, не давая токсических и аллергических реакций, даже у детей с неблагоприятным преморбидным фоном, и у детей с отягощенным аллергологическим анамнезом.

2. Ронколейкин® при приеме внутрь оказывал выраженное местное действие, проявлявшееся в быстрой нормализации стула и санации от возбудителя, особенно актуальное у больных дизентерией Флекснера.

3. Использование Ронколейкина® в комплексной терапии дизентерии Флекснера значительно укорачивает длительность гемоколита и сроки бактериовыделения и может явиться средством профилактики ее хронизации.

4. Ронколейкин® является перспективным и безопасным средством иммунотерапии ОКИ у детей, что требует дальнейшего совершенствования схем его применения.

 

Согласно действующему законодательству, информация, предоставленная на сайте, предназначена для специалистов в сфере медицины и фармацевтики.

Пожалуйста, подтвердите, что Вы специалист в сфере здравоохранения.