Матер. межрегион. научн.-практ. конф.
«Комбинированные и комплексные методы лечения в онкологии».
Барнаул, 2004. С. 38-41.
ЛУЧЕВАЯ И ХИМИОИММУНОТЕРАПИЯ
БОЛЬНЫХ С ГЛИОМАМИ ВЫСОКИХ СТЕПЕНЕЙ ЗЛОКАЧЕСТВЕННОСТИ
Виноградов В.М., Герасимов С.В., Молчанов О.Е.,
Исаева И.Е., Василевская И.В.
Центральный научно-исследовательский
рентгенорадиологический институт,
Санкт-Петербург

В настоящее время в лечении высоко злокачественных глиом головного мозга человека используются комбинации таких методов как хирургическое вмешательство, различные варианты лучевой терапии, химиотерапии и биотерапии. При этом преследуются две цели: усилить разрушающее воздействие на патологический очаг и тем самым увеличить продолжительность жизни больного. Последний фактор играет решающую роль в ограничении агрессивности проводимой терапии, так как связан с целым рядом психосоциальных факторов.

Лучевая терапия в постоперационном периоде остаётся стандартом терапии злокачественных астроцитом и глиобластом. Большое количество публикаций экспериментальных и клинических данных указывают на преимущества объединения химиотерапии и радиотерапии. Основной целью объединения химиотерапии и радиотерапии является усиление контроля над опухолью с возможно большей минимизацией повреждения здоровых тканей.

В настоящее время быстро развивается ещё один метод лечения онкологических заболеваний и, в том числе, опухолей головного мозга — биотерапия. Сообщения о применении в лечении опухолей головного мозга показывают её положительное влияние, как на среднюю продолжительность жизни больных, так и на её качество.

В отделении протонной терапии Центрального научно-исследовательского института МЗ РФ нами проведено комбинированное лечение 8 больных (5 мужчин, 3 женщины) с глиомами высокой степени злокачественности (Gr III-IV). Средний возраст пациентов составлял 52,4 года (от 20 до 67 лет). Больные поступали в отделение с морфологической верификацией диагноза после хирургического вмешательства. Однако все полученные препараты исследовались в патологоанатомической лаборатории нашего института повторно. После проведения соответствующей подготовки проводилась лучевая терапия на аппарате SL75-5. Облучение выполнялось 5 раз в неделю. Разовая очаговая доза (СОД) 51 Гр. Поля формировали таким образом, что вся определяемая по данным МРТ опухоль была охвачена по краям 90% изодозой, а весь объем опухоли плюс 2,5 см отступая от края опухоли получал дозу за один сеанс порядка 2,7 Гр.

При достижении СОД 18,33 и 48 Гр, мы вводили порядка 1 мг винкристина , а при достижении СОД 21,36 и 51 Гр — 50 мг нидрана. Через 2 недели после окончания первого курса комбинированного лечения проводили второй курс химиотерапии. Вводили винкристин в дозе 1 мг в/в капельно и на следующий день 100 мг нидрана. Такие курсы повторяли ещё дважды с интервалами в две недели. Необходимо отметить, что введение данных препаратов в указанных дозах и в указанные промежутки времени хорошо переносятся больными. Нами отмечены лишь умеренное недомогание, иногда температурные реакции, которые быстро купировались самостоятельно. Также мы наблюдали снижение показателей содержания тромбоцитов в крови, но они ни в одном случае не были критическими и не требовали переливания тромбоцитарной массы.

После окончания курса лучевой терапии, на следующий же день, мы начинали курс иммунотерапии Ронколейкином®. Ронколейкин® — генноинженерный аналог эндогенного цитокина — интерлейкина-2 (IL-2) человека. Рекомбинантную форму IL-2 получают методами генной инженерии и биотехнологии из клеток продуцента — рекомбинантного штамма непатогенных пекарских дрожжей вида Saccharomyces serevisiae, в генетический аппарат которых встроен ген человеческого интерлейкина-2. Ронколейкин® вводился нами в дозах от 1 до 2 мг ежедневно до достижения суммарной дозы 10 мг. В дальнейшем, введения Ронколейкина® в указанных дозах, проводятся после окончания каждого последующего курса химиотерапии, т.е. ещё 3 курса.

Лечение по предлагаемой методике переносилось большинством больных хорошо. Из побочных эффектов отмечались лучевые эпидермиты, выпадение волос в зоне лучевого воздействия и нарастание перифокального отека мозга в зоне интереса. У большинства больных, на фоне проводимой химиотерапии, отмечали лишь умеренное недомогание, а на фоне введения Ронколейкина® отмечали повышение температуры тела до 39 градусов по Цельсию. Нормализация температуры тела наступала самостоятельно к утру следующего, после введения Ронколейкина®, дня. Двое больных умерли: один пациент с глиобластомой (Gr IV) левой лобной доли через 7 месяцев после начала лучевой терапии, вторая пациентка (глиобластома Gr IV правой височной области) через 4 месяца. Оба пациента поступили в отделение в тяжелом состоянии, причем второй пациентке лучевая терапия была отложена на 1,5 месяца из-за тяжести состояния.

Выводы
    1. Комбинированная терапия по предлагаемлй схеме хорошо переносится больными, а возникающие при её проведении побочные эффекты удается контролировать.
    2. Предлагаемая методика комбинированного лечения позволяет сократить сроки пребывания больных в стационаре.

Согласно действующему законодательству, информация, предоставленная на сайте, предназначена для специалистов в сфере медицины и фармацевтики.

Пожалуйста, подтвердите, что Вы специалист в сфере здравоохранения.