Чита. Забайкальский медицинский вестник. 2001. № 1. С. 21-25.

Применение рекомбинантного интерлейкина-2 (Ронколейкина®)
при комбинированном лечении больных раком гортани

Ильиных Л.В., Чехонина Э.М., Витковский Ю.А.
Читинская государственная медицинская академия
Читинская областная клиническая больница

В работе изучено влияние рекомбинантного ИЛ-2 (Ронколейкина®) на течение послеоперационного периода у больных раком гортани и исследован феномен лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии в качестве теста для подбора индивидуальной дозировки Ронколейкина® у больных раком гортани. Показано, что использование Ронколейкина® у больных раком гортани приводит к более благоприятному течению послеоперационного периода, быстрому заживлению раны, уменьшает риск развития послеоперационных осложнений. При злокачественных опухолях гортани выявлено резкое снижение способности лимфоцитов к адгезии с тромбоцитами. Применение Ронколейкина® при комбинированной терапии больных раком гортани усиливает адгезию лимфоцитов. Предложено проведение теста лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии в динамике для контроля над лечением Ронколейкином®. Курс лечения проводят на протяжении всего периода высокого ответа лимфоцитов на препарат. Начинающееся снижение ответной реакции служит сигналом к прекращению курса цитокинотерапии.

В последнее десятилетие для лечения злокачественных новообразований внедряются лекарственные формы цитокинов. Для этих целей успешно себя зарекомендовали интерлейкины (ИЛ) 2, 12, интерфероны ?2а, ?2b и др. [4-11].

Наиболее привлекательным из всего семейства цитокинов в качестве регулятора естественной противоопухолевой защиты является интерлейкин-2. Молекулы ИЛ-2 являются ключевым звеном, определяющим развитие гуморального и клеточного иммунитета [4]. ИЛ-2 продуцируется Т-хелперами 1-го клона в ответ на антигенную стимуляцию. Он направленно влияет на рост, дифференцировку и активацию Т- и В-лимфоцитов, моноцитов, макрофагов, олигодендроглиальных клеток, эпидермальных клеток Лангерганса. От его присутствия зависит развитие цитолитической активности натуральных киллеров и цитотоксических Т-лимфоцитов. Интерлейкин-2 вызывает образование лимфокин-активированных киллеров и активирует опухоль-инфильтрирующие клетки. Эти обстоятельства позволяют цитокину эффективно влиять на многие звенья иммунитета при развитии злокачественных опухолей.

В последние годы стала очевидной эффективность использования рекомбинантного ИЛ-2, Ронколейкина® – (Биотех, СПб) в комплексном лечении злокачественных новообразований. В качестве противоопухолевого средства Ронколейкин® был апробирован в ведущих клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, занимающихся проблемами онкологии. Однако до сих пор не существует принципов цитокинотерапии, и применение ИЛ-2 у больных при онкологических заболеваниях является малоизученным вопросом.

Целью настоящей работы явилось применение рекомбинантного интерлейкина-2 – Ронколейкина® – в комплексном лечении больных раком гортани. При этом решались следующие задачи: 1) оценка течения послеоперационного периода у больных раком гортани; 2) исследование феномена лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии в качестве теста для подбора индивидуальной дозировки Ронколейкина® у больных раком гортани.

Материалы и методы

В работе со здоровыми людьми и больными раком гортани соблюдались этические принципы, предъявляемые Хельсинской Декларацией Всемирной Медицинской Ассоциации (World Medical Association Declaration of Helsinki) (1964).

Характеристика обследуемых больных. Исследования проводились у пациентов со стадиями опухолевого процесса Т2, Т3 и Т4. Наблюдаемые больные были распределены на три группы, идентичные по возрасту, полу, стадии и локализации опухолевого процесса и виду оперативного вмешательства.

В основную группу вошли 21 человек в возрасте от 43 до 66 лет (мужчин 17, женщин 4). Всем больным данной группы, наряду с базисным послеоперационным лечением (антибактериальным, противоотечным, дезинтоксикационным) и др. видами терапии, применяли Ронколейкин®. Препарат назначали в разовой дозе 500000 ЕД в 400 мл 0,9% раствора хлорида натрия, медленно, внутривенно, капельно. Ронколейкин® вводили за 2-3 дня до операции, спустя 2-3 суток после операции и повторно через 2-3 дня под контролем теста лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии.

В работе использован метод DBM (Double Blind Method), в соответствии с которым выделены две контрольные группы. В первой из них после операции проводилось медикаментозное лечение по обычной схеме. В этой группе наблюдалось 17 больных (14 мужчин и 3 женщины) в возрасте от 37 до 72 лет.

Пациентам второй контрольной группы применялось плацебо. В эту группу вошло 10 человек (2 женщины, 8 мужчин) в возрасте от 47 до 63 лет.

Полученные данные сравнивались с результатами исследований, проведенных на 60 здоровых донорах в возрасте от 18 до 60 лет.

Оценка лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии. Определение показателя лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии, относящегося к функциональным тестам оценки иммунокомпетентных клеток, проводили по методу, предложенному Ю.А. Витковским и соавт. [11]. Для этого свежую, гепаринизированную кровь обследуемых больных наслаивали на градиент урографин-фикол (плотность 1,077), центрифугировали и собирали интерфазное кольцо, содержащее клетки и кровяные пластинки, однократно промывали фосфатно-солевым буфером (pH 7,4). В камере Горяева подсчитывали число лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов на 100 клеток.

Результаты и обсуждение

Обнаружено, что в основной группе больных в клиническом отношении наблюдалось более благоприятное течение послеоперационного периода. Заживление наружных ран в 81% случаев осуществлялось первичным натяжением. В первой и второй контрольных группах заживление первичным натяжением наблюдалось в 47% и 40% случаев соответственно. Заживление наружной раны вторичным натяжением с образованием ларингеальных и фарингеальных свищей, которые самостоятельно закрывались к моменту выписки, зарегистрировано у 19% больных основной группы, 35% и 50% в первой и второй контрольных группах соответственно. В основной группе нагноение мягких тканей в области операционной раны с развалом и образованием стойких фаринго-, ларинго- и эзофагостом не выявлено ни в одном случае, в то время, как в первой и второй контрольных группах осложнения проявлялись в 18% и 10% случаев соответственно.

У больных основной группы, перенесших резекцию гортани (78%) заживление внутригортанных ран протекало более благоприятно, чем у аналогичных больных контрольной группы (43%). В частности, у первых на раневой поверхности определялся слой тонкого островчатого фибринозного налета, умеренный отек прилегающих тканей и не наблюдалось избыточного роста грануляций, значительно раньше регистрировалась эпителизация поверхности раны.

Сравнительная характеристика заживления послеоперационных ран в основной и контрольной группах больных позволяет прийти к заключению, что применение в послеоперационном периоде Ронколейкина® улучшает заживление внутригортанных и наружных ран на шее и снижает вероятность развития местных гнойно-воспалительных осложнений.

Одной из наиболее серьезных задач послеоперационного лечения больных, перенесших операции на гортани, является предупреждение бронхо-легочных осложнений. Поэтому частота их регистрации и тяжесть служат критерием эффективности послеоперационной терапии. Осложнения со стороны трахеобронхиального дерева диагностированы в основной группе лишь у 9% больных (развился гнойный трахеобронхит). В то же время, в 1 и 2 контрольных группах подобные осложнения развивались в 41% и 40% случаев соответственно, а у 11% этих больных отмечался гнойно-некротический трахеобронхит с аспирационной пневмонией.

У всех больных основной группы, перенесших резекцию гортани, отмечалось сохранение дыхательной, голосообразующей функций и акта глотания. В контрольных группах благоприятный функциональный эффект наблюдался только у 71% больных.

Сроки послеоперационного лечения в основной группе составили, в среднем, 17 дней после резекции гортани и 27 дней после ларингэктомии. В 1 и 2 контрольных группах аналогичный срок составлял 25 и 23 дня после резекции гортани и 30 и 32 дня после ларингэктомии соответственно.

В нашей работе в качестве контроля над применением Ронколейкина® у больных раком гортани использован тест лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии [2, 3]. Как установлено Ю.А. Витковским и соавт. [1, 12], в механизме лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии принимают участие молекулы межклеточной адгезии 1 (ICAM-1). Авторами показано, что в норме в общем пуле лимфоцитов находится до 13-15 % клеток, способных спонтанно образовывать коагрегаты с кровяными пластинками, и такими клетками являются Т-лимфоциты, несущие маркеры CD4+ (Т-хелперы). Выявлено, что стимуляция интерлейкином-2 повышает в общем пуле лимфоцитов количество коагрегатов, образованных не только Т-хелперами, но и натуральными киллерами (CD16+), участвующими в противоопухолевой защите. Феномен лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии может играть важную роль в миграции лимфоцитов через сосудистую стенку и, следовательно, влиять на формирование популяции опухоль-инфильтрирующих клеток.

Обнаружено, что под влиянием Ронколейкина® у больных раком гортани более чем в 10 раз по сравнению с исходным уровнем повысилось содержание лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов. Более того, число «розеток» под влиянием Ронколейкина® заметно превысило аналогичный показатель здоровых людей. В контрольных группах больных раком гортани, включая пациентов, получавших плацебо, изменений со стороны адгезивности лимфоцитов не выявлено.

Мы использовали тест лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии для динамического наблюдения больных, получавших Ронколейкин®. В результате исследований установлено, что изменение лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии может служить критерием длительности цитокинотерапии. Показано, что повышение количества лейкоцитарно-тромбоцитарных коагрегатов длится на протяжении определенного времени, после чего следует снижение кривой адгезии. Начало снижения числа коагрегатов является сигналом для прекращения введения Ронколейкина® больным раком гортани, поскольку, в этой точке достигнуто максимальное терапевтическое действие препарата и дальнейшее его введение не целесообразно.

Выводы

Использование Ронколейкина® у больных раком гортани приводит к более благоприятному течению послеоперационного периода, быстрому заживлению раны, уменьшает риск развития послеоперационных осложнений.

При злокачественных опухолях гортани резко снижается способность лимфоцитов к адгезии с тромбоцитами. Применение Ронколейкина® при комбинированной терапии больных раком гортани усиливает адгезию лимфоцитов.

Тест лейкоцитарно-тромбоцитарной адгезии позволяет контролировать использование Ронколейкина® при злокачественных новообразованиях в гортани.

Литература
1. Витковский Ю.А., Кузник Б.И., Солпов А.В. Феномен лейкоцитарно-тромбоцитарного розеткообразования. // Иммунология. – 1999. — № 4. – С. 35 – 37.
2. Ильиных Л.В. Влияние Ронколейкина на состояние иммунитета у больных раком гортани. // Актуальные вопросы прикладной медицины. Тез. докл. научно-практической конференции. – Чита. – 2000. – С. 85 – 86.
3. Ильиных Л.В. Лейкоцитарно-тромбоцитарная адгезия у больных раком гортани. // Актуальные вопролсы службы планирования семьи, акушерства и гинекологии. Вып. 5. – Чита, 2001. – С. 194-195.
4. Новиков В.И., Карандашов В.И., Сидорович И.Г. Иммунотерапия при злокачественных новообразованиях. – М., Медицина. – 1999. – 136 с.
5. Atzpodien J, Kirchner H/ Cancer, cytokines, and cytotoxic cells: interleukin-2 in the immunotherapy of human neoplasms. // Klin. Wochenschr. – 1990. – Vol. 68. – P. 1-11.
6. Tejedor M., Valerdi J.J., Arias F., Dominguez M.A., Pruja E., Mendez L., Illarramendi J.J. Hyperfractionated radiotherapy concomitant with cisplatin and granulocyte colony-stimulating factor (filgrastim) for laryngeal carcinoma. // Cytokines Cell Mol. Ther. – 2000. – Vol. 1. — No 6. – P. 35-39.
7. Lopez H., Anninen E., Knover-Hopf J., Atzpodien J. Immunogenicity of recombinant human interleukin-2: biological features and clinical relevance. // Biother. – 1994. – Vol. 6. – P. 251-261.
8. Marincola F.M., White D.E., Wise A.P. Combination therapy with interferon alfa-2a and interleukin-2 for the treatment metastatic cancer. // J. Clin. Oncol. – 1995. – Vol. 13. P. 1110-1122.
9. Rosenberg S.A. Adoptive immunotherapy of cancer using lymphokine activated killer cells and recombinant interleukin-2. // Important Advances in Oncology. / Edit. Vitta V.T.De et al. – Philadelphia, Lippincott. – 1986. – P. 55-91.
10. Rosenberg S.A. Principles and application of biologic therapy in cancer: principle and practice of oncology. / Edit. Vitta V.T.De et al. – 1993. – P. 293-324.
11. Rosenberg S.A., Lotze M.T., Yang J.C. Prospective randomized trial of high-dose interleukin-2 alone or in conjunction with lymphokine-activated killer cells for the treatment of patients with advanced cancer. // J. Natl. Cancer Inst. – 1993. – Vol. 85. – P. 622-633.
12. Soplov A., Vitkovsky Yu., Kuznik B. Interleukin-2 influence on placelet-lymphocyte adhesion. // Thrombosis and Haemostasis. – Suppl. 1999. – P. 439.

Согласно действующему законодательству, информация, предоставленная на сайте, предназначена для специалистов в сфере медицины и фармацевтики.

Пожалуйста, подтвердите, что Вы специалист в сфере здравоохранения.