Коррекция Ронколейкином® иммунной недостаточности при инфекционной патологии
Terra Medica, 2001. № 1, с.7-9

Коррекция Ронколейкином® иммунной недостаточности при инфекционной патологии

В.Н. Егорова1, А.В. Елькин5, А.Т. Журкин4, В.К. Козлов2, Ю.В. Лобзин3, М.Н. Смирнов1, В.Н. Тимченко4
1. ООО "БИОТЕХ", Государственный университет,
2. Медицинская академия последипломного образования,
3. Военно-медицинская академия,
4. Государственная педиатрическая медицинская академия,
5. НИИ фтизиопульмонологии МЗ РФ
Санкт-Петербург, Россия

 

Спектр инфекционных болезней, их исход определяются как частотой встречаемости возбудителей и вирулентностью их штаммов, так и состоянием защитных систем макроорганизма. Итогом инфекционного процесса может быть выздоровление, формирование кратковременного или длительного носительства без очевидных клинических проявлений, хроническая форма инфекционного заболевания или же летальный исход (1).

В связи с вышесказанным основная задача терапии инфекционных заболеваний (ИЗ) состоит в изменении баланса в системе взаимоотношений патоген-макроорганизм в желательную для пациента сторону. Традиционно при лечении ИЗ отдаётся предпочтение этиотропной терапии с использованием богатого арсенала лекарственных средств. Однако их повсеместное и не всегда адекватное применение на протяжении нескольких десятилетий привело к существенной трансформации популяций инфекционных патогенов (2) и, как следствие, к снижению эффективности используемых химиотерапевтических препаратов и увеличению количества и выраженности осложнений (табл. 1). Оптимизация только этитропной терапии не даёт однозначных результатов. Более обнадёживающей кажется разработка методов лечения инфекционных больных с использованием комбинаций этиотропных и патогенетических средств.

Разнообразные формы иммунной недостаточности предшествуют инфекционному процессу или являются его следствием. Воздействие на иммунореактивность макроорганизма для повышения его устойчивости к этиопатогенам – одно из активно разрабатываемых и реализуемых направлений противоинфекционной терапии. Среди наиболее перспективных средств иммунореабилитации, позволяющих восстановить регуляторные и защитные свойства иммунной системы, оказались рекомбинантные препараты семейства цитокинов.

Спектр активности IL-2 привлекает внимание к этому цитокину как потенциальному средству коррекции иммунной недостаточности. IL-2 оказывает разнообразное прямое и опосредованное влияние на функциональную активность многих клеток: Т-хелперов, цитотоксических Т-лимфоцитов, естественных киллеров, моноцитов, В-лимфоцитов, гранулоцитов (3).

Рекомбинантный человеческий интерлейкин-2 (IL-2) – препарат Ронколейкин® (Биотех, Санкт-Петербург) – является полным и структурным аналогом эндогенного IL-2 и обладает тем же спектром биологической активности (4).

Таблица 1
Наиболее существенные проблемы этиотропной терапии инфекционных заболеваний
I. Трансформация популяций возбудителей инфекционных заболеваний:
  – появление новых этиопатогенов;
– появление новых штаммов возбудителей известных инфекций;
– увеличение общего количества устойчивых штаммов;
– появление патогенных штаммов классической условно-патогенной флоры;
– формирование патогенных вирусно-бактериальных ассоциаций,
– появление смешанных (микст) и дополнительных инфекций;
– изменение соотношения между симбиотической и патогенной флорой.
II.
Изменчивость человеческих популяций:
  — возрастание частоты индивидуумов с проявлениями вторичного иммунодефицита;
— снижение резистентности к различным инфекционным патогенам.
III.
Возрастание количества и выраженности осложнений инфекционного процесса и нежелательных эффектов от применяемой терапии:
  — аллергические реакции;
— аутоиммунные реакции;
— токсические реакции;
— другие неблагоприятные реакции.
IV.
Возрастание длительности и стоимости лечения.

 

В течение ряда лет Ронколейкин® успешно применяют на клинических базах кафедр инфекционных болезней ведущих медицинских учреждений Санкт-Петербурга как средство иммунотерапии при инфекционной патологии: сепсисе различной этиологии, микотических инфекциях, острых кишечных инфекциях, иерсиниозах, генерализованной хламидийной инфекции, рецидивирующем герпесе, хроническом гепатите, туберкулёзе. Позитивные иммунокорригирующие эффекты препарата наиболее значимы при декомпенсированных формах вторичной иммунной недостаточности, сопровождающей наиболее тяжёлые формы патологии, которые обычно не поддаются коррекции традиционными иммуномодуляторами.

Монотерапия Ронколейкином® хронического гепатита С

Ронколейкин® в качестве средства монотерапии был использован для лечения 20 больных хроническим гепатитом С в возрасте от 18 до 39 лет с длительностью заболевания от 6 до 122 месяцев. Ронколейкин® вводили по 500 000 МЕ в/в капельно 2 раза/нед в течение 8 нед. Определение параметров иммунореактивности выполняли до введения препарата, после 2, 8, 16 введений. Биохимические показатели контролировали еженедельно (5). В результате заместительной терапии рекомбинантным человеческим IL-2 произошло исчезновение клинической симптоматики, что соотносилось с нормализацией биохимических показателей функциональной активности печени (табл. 2), освобождением организма от возбудителя и активацией исходно сниженного клеточного звена иммунитета. Наблюдалась нормализация числа CD3, CD4, CD8, CD25-позитивных лимфоцитов, восстановление нормальных значений иммунорегуляторного индекса, повышение содержания CD16-позитивных лимфоцитов, а также увеличение функциональной активности нейтрофилов и моноцитов (бактерицидность, фагоцитоз). Наблюдение за больными в течение года выявило положительную динамику по двум важнейшим критериям эффективности терапии: нормализация биохимических показателей (НБП) и негативация ПЦР. После двухмесячного курса лечения Ронколейкином® полный ответ (НБП+ПЦР – ) констатировали у 40% пациентов, а через год после окончания лечения – у 80% больных.

 

Таблица 2
Показатели эффективности монотерапии Ронколейкином® хронического гепатита С
Показатель
Оценка эффективности
До лечения
После 16 введения
Активность АЛТ – аланинаминотрансферазы (критерий выраженности цитолиза гепатоцитов), Ед/л
183,0 ± 43,0
54,0 ± 18,3
Р=0.01
Активность щелочной фосфатазы (критерий выраженности холестатического компонента), Ед/л
72,40 ± 4,36
59,60 ± 5,53
Р=0.036
Активность g-ГТП – g-глютамилтранспептидазы (критерий выраженности повреждения митохондрий гепатоцитов), Ед/л
46.0 ± 8.47
17.70 ± 2.38
Р=0.004
Обнаружение РНК вируса в полимеразной цепной реакции (ПЦР)
Все пациенты ПЦР
Негативация ПЦР у 80% пациентов
Величина лимфоцитоза, клеток/л
(38.10 ± 2.54) х 109
(32.60 ± 3.14) х 109
Cодержание гемоглобина, г/л
126 ± 4
138 ± 7
Р=0.04

Эти предварительные результаты позволяют считать, что цитокиновая терапия рекомбинантным человеческим IL-2 – препаратом Ронколейкин® – может рассматриваться как альтернатива стандартной терапии хронического гепатита С препаратами интерферонов.

Иммунотерапия Ронколейкином® в комплексном лечении фиброзно-кавернозного туберкулёза лёгких

Обследование и лечение больных с данной формой патологии на этапе предоперационной подготовки проводили методом двойного слепого контроля: 30 больных (опытная группа), помимо плановой специфической антибактериальной терапии, получали курс Ронколейкина®, 15 больных (контрольная группа) – плацебо. Ронколейкин® вводили в/в капельно в дозе 1 000 000 МЕ трёхкратно с интервалами в 48 часов. Клиническую и рентгенологическую динамику у больных оценивали через месяц после окончания лечения Ронколейкином®, а иммунологические и гематологические показатели –после завершения курса иммунотерапии (6). Включение Ронколейкина® в комплексную предоперационную подготовку больных способствовало положительной динамике таких клинических показателей, как: интенсивность бактериовыделения, рентгенологическая картина лёгких, частота возникновения послеоперационных плевролёгочных осложнений (табл. 3). В результате иммунотерапии Ронколейкином® усиливалась продукция противотуберкулёзных антител, неспецифических сывороточных иммуноглобулинов класса IgM, снижались исходно высокие уровни иммуноглобулинов IgA и IgG, усиливалась пролиферация и дифференцировка хелперных Т-лимфоцитов. Ронколейкин® оказывал иммуномодулирующий эффект на содержание CD4, CD16, CD20 и CD25-лимфоцитов.

Полученные результаты указывают, что иммунотерапия Ронколейкином® достоверно улучшает результаты лечения больных с данной тяжёлой формой инфекционной патологии.

Таблица 3
Эффективность иммунотерапии Ронколейкином® при комплексной
предоперационной подготовке больных фиброзно-кавернозным туберкулёзом лёгких
Показатель
Оценка эффективности
Опытная группа
Контрольная группа
При поступлении
Перед операцией
При поступлении
Перед операцией
Интенсивность бактериовыделения, (%)
БК ++
100
18
100
40
БК +
8
7
БК –
74
53
Рентгенологическая динамика, (%)
66
7
56
19
0
22
21
28
47
+
12
72
16
34
Послеоперационные плевролёгочные осложнения, (%)
есть
18
40
   
нет
82
60
   

Примечание: БК++ – массивное бактериовыделение; БК+ – олигобациллярность; БК- – отсутствие бактериовыделения; (-) – отрицательная рентгенологическая динамика; (0) – без динамики; (+) – положительная рентгенологическая динамика .

 

Вторичный Т-иммунодефицит, а также резистентность этиопатогенов к средствам химиотерапии послужили основанием для применения Ронколейкина® в качестве дополнительного средства к основной стандартной химиотерапии ниже перечисленных форм инфекционной патологии.

А. Генерализованная хламидийная инфекция. Ронколейкин® применяли для лечения 51 пациента с генерализованными формами хламидийной инфекции. Использовали 4 схемы введения:

1) 5 в/в инъекций по 500 000 МЕ 1 раз в 4 дня; 2) в/в по аналогичной схеме в комбинации с ежедневными инстилляциями препарата в уретру по 50 000 МЕ в течение 20 суток; 3) ежедневные подкожные инъекции по 100 000 МЕ в течение 20 суток; 4) ректально (в свечах) ежедневно по 100 000 МЕ в течение 20 суток (7). Положительный клинический эффект проявлялся в сокращении на 5-6 суток сроков санации от хламидий, более раннем (на 3-4 суток) купировании воспалительных явлений в урологических очагах, уменьшалось в 1,5-2 раза число отдалённых рецедивов.

Б. Иерсиниозы. Пролечены 34 пациента с псевдотуберкулёзом и кишечным иерсиниозом. Все пациенты в дополнение к стандартной этиотропной терапии левомицитином получали препарат внутрь в дозе 2 500 000 МЕ на 1, 3 или 1, 3, 14 дни заболевания. Группа сравнения (без Ронколейкина®) включала 53 пациента (7). Клиническое улучшение отмечалось в течение первых суток после приёма: уменьшалась продолжительность периода катаральных явлений в носоглотке, восстанавливался аппетит, быстрее устранялся синдром капюшона и экзантемы. У пациентов, получавших Ронколейкин®, не возникло рецидивов заболевания в отличие от группы сравнения – 5 рецидивов.

В. Острые кишечные инфекции. Как средство дополнительной иммунотерапии Ронколейкин® был применён у 10 взрослых больных с острым энтероколитом и 29 детей в возрасте от 2-х месяцев до 15 лет с острой дизентерией Флекснера и Зонне, стафилококковым энтероколитом и энтероколитом неустановленной этиологии. Ронколейкин® назначали однократно внутрь в первые часы поступления в отделение: взрослым – в дозе 2 500 000 МЕ, детям первого года жизни – 500 000 МЕ, детям до 7 лет – 1 000 000 МЕ, старше 7 лет – 2 000 000 МЕ (7-8). Применение Ронколейкина® в комплексной терапии больных острыми диарейными инфекциями позволило существенно улучшить динамику инфекционного процесса и сократить его длительность. По нашему мнению, при иммунотерапии Ронколейкином® течение инфекционного процесса становится более легким и предотвращается его хронизация.

Ключевая роль IL-2, как регуляторного фактора адекватной иммунореактивности, дефицит эндогенного IL-2 при инфекционной патологии, позитивные эффекты иммунозаместительной терапии рекомбинантным человеческим IL-2, которые кардинально изменяют течение и исход инфекционных заболеваний, – позволяют рекомендовать максимально раннее включение иммунотерапии Ронколейкином® в схемы лечения инфекционных больных.

Литература

1. Лобзин Ю.В., ред. Руководство по инфекционным болезням. СПб: Фолиант, 200. 936 с.

2. Ребенок Ж.А. Современные тенденции антибиотикотерапии. Иммунол, аллергол, инфектол 2000; (3): 125-6.

3. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина, 1999. 608 с.

4. Егорова В.Н., Смирнов М.Н. Новые возможности иммунотерапии с использованием Ронколейкина®. Terra Medica 1999; (2): 15-7.

5. Журкин А.Т., Фирсов С.Л. и соавт. Эффективность терапии и влияние интерлейкина-2 (Ронколейкина®) на иммунологические показатели больных хроническим гепатитом. Матер. науч-практ. конф.: Современная фармакотерапия: цитокины. Минск, 2000: 3-8.

6. Басек Т.С., Елькин А.В., Кноринг Б.Е. Результаты применения Ронколейкина® в хирургии фиброзно-кавернозного туберкулёза лёгких. Там же: 26-30.

7. Лобзин Ю.В., Захаренко С.М., Позняк А.Л. Опыт применения интерлейкина-2 (Ронколейкина®) в клинике инфекционных болезней. Там же: 8-13.

Согласно действующему законодательству, информация, предоставленная на сайте, предназначена для специалистов в сфере медицины и фармацевтики.

Пожалуйста, подтвердите, что Вы специалист в сфере здравоохранения.